3.Подготовка к прогулке 3.1.Подготовка и возвращение с прогулки. 3.1.1.Перед выходом на прогулку воспитатель должен организовать с детьми проведение гигиенических процедур: чистка носа, посещение туалетной комнаты. 3.1.2.Одевать детей на прогулку, а также раздевать их по возвращении неоходимо по подгруппам: воспитатель выводит одеваться первую подгруппу, помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры с другой, и выводит детей в приемную воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю; в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего персонала МДОУ. 3.1.3. Чтобы предотвратить перегревание детей во время сборов на прогулку, необходимо придерживаться порядка одевания: в начале одевают всем находящимся в приемной детям колготки, рейтузы, затем свитера, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду, завязывают шарф. 3.1.4. Возвращение детей с прогулки осуществляется по подгруппам: первыми заходят в помещение те, которые вышли на участок раньше. Выходит за детьми на улицу помощник воспитателя. Дети, вышедшие на улицу позднее, еще продолжают гулять в течение 12—18 мин. с воспитателем. 3.1.5. Помощник воспитателя помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в индивидуальную кабинку. Затем помощник воспитателя с подгруппой детей направляются в групповое помещение для проведения спокойных игр. 3.2. Требования к одежде детей в осенне-зимний период: 3.2.1. Одевать детей на прогулку необходимо учитывая, погодные условия и чередование активных движений с отдыхом и спокойными играми. 3.2.2. При безветренной погоде и ветре до 3 м/с, температуре до -20°С рекомендуется надевать на нижнее белье: колготы, одну теплую кофту или свитер, утепленные непромокаемые штаны, тёплую шапку, пуховик, шарф, рукавицы. При температуре ниже -20°С дополнительно одевают еще одну тёплую кофту, рейтузы, тонкую шапочку, двойные рукавицы. При температуре ниже 25˚С, прогулку рекомендуется не проводить. 3.3. Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шарф, шапка. Кофта, гамаши, колготки, тёплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть продернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки. 4. Организация прогулок 4.1. При организации прогулки на участке и в функциональных помещениях МДОУ необходимо проведение всех структурных элементов прогулки: наблюдение; двигательная активность: подвижные, спортивные игры, игровые упражнения; индивидуальная работа: дидактические задания; трудовые поручения. самостоятельная игровая деятельность детей. 4.2. В зависимости от вида предыдущего занятия изменяется последовательность структурных компонентов прогулки. Если в начале дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное занятие или музыкальное, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. 4.3. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. 4.4. Содержание основных структурных элементов прогулки должно планироваться с учётом всей предшествующей деятельности детей, учитывать конкретные педагогические и оздоровительные задачи, должно быть отражено в календарном плане работы. 4.5. Выводить детей на прогулку необходимо, убедившись в отсутствии признаков загазованности воздуха. В случае повышения содержания посторонних газов в воздухе во время прогулки, детей необходимо немедленно завести в помещение. 4.6. Организация прогулки на участке МДОУ: при проведении прогулки следить, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщить о случившемся заведующему Учреждения, который организует поиски ребенка, ставит в известность органы полиции, родителей; при подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть территорию участка, закрепленную за группой на предмет соответствия нормам требований техники безопасности; воспитатель должен обеспечить одежду детей в зависимости от изменения температуры воздуха: в жаркое время во избежание перегрева воспитатель должен обеспечить детей легкими головными уборами; в жаркое время года воспитатель должен обеспечить соблюдение питьевого режима; воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за игрой; в зависимости от целей и задач воспитатель готовит выносной материал соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям, для организации различных видов деятельности детей; организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями, в начале или в конце прогулки. При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения, размещение детей; использование приемов привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта); организацию обстановки (размещение объектов наблюдения). Процесс наблюдения за живыми объектами должен проходить на безопасном расстоянии; организация двигательной активности: воспитатель организует и проводит со всей группой подвижные игры; предлагает безопасное физкультурное оборудование для самостоятельных игр. С подгруппой 4-5 человек воспитатель в течение 5-6 минут занимается индивидуальной работой, отрабатывая запланированный вид основных движений. Затем этой подгруппе, как и всем другим, предлагаются занятия играми по желанию. Если есть необходимость, воспитатель подзывает еще нескольких детей и занимается с ними. Содержание деятельности в старшей группе более разнообразно, чем в младшей. Дети играют в спортивные игры; воспитатель проводит спортивные аттракционы, командные соревнования, которые могут быть организованы вместо подвижной игры; организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планом работы воспитатель готовит необходимые дидактические задания; трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, наведению порядка на участке после прогулки, организует выполнение других трудовых поручений (уход за растительными объектами и т.д.). 4.7. Организация прогулок за пределами участка МДОУ. Организация прогулок за пределами участка МДОУ: планирование прогулок за пределы участка МДОУ начинают со средней группы; содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим; при подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут следования, согласовывать с заведующим; отправляясь на экскурсию, прогулку, за пределы участка детского сада, воспитатель должен точно знать число детей, которых он берет с собой. Если в МДОУ по каким-то причинам остались дети из группы, они по указанию заведующего должны находиться под присмотром определенного сотрудника; в случае дальней прогулки вместе с воспитателем назначаются ещё сотрудники из расчёта 10 детей на одного взрослого; все сотрудники, сопровождающие детей, должны пройти целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий; при движении колоны детей один взрослый идет впереди колонны, другой – позади; при переходе через улицу сопровождающие должны обеспечить строгое соблюдение правил дорожного движения для пешеходов, избегать прогулок по улицам с большим движением; в жаркое время во избежание перегрева воспитатель должен обеспечить детей легкими головными уборами. 4.8. Организация прогулки в холодные дни. 4.8.1. В холодные дни во время, отведённое на прогулку, дети посещают функциональные помещения в соответствии с графиком посещения функциональных помещений, утверждённым заведующим МДОУ. 4.8.2. Организация прогулки при сниженной температуре на веранде МДОУ с детьми раннего возраста: одежда для прогулки хранится в пакете на ручке шкафчика и сложена в определенном порядке: колготы, под ними - кофточка, под ней - шапочка, обувь стоят в шкафу; температура на веранде доводится до +13° + 14°. Для наблюдения за изменением температуры необходимо наличие термометра: на высоте 80 см от пола; 1-я подгруппа детей одевается и вместе с воспитателем уходит на веранду. Остальных детей по мере готовности приводит на веранду помощник воспитателя; вначале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно – эмоционального тонуса проводятся игры, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее - игра средней подвижности; при подъеме температуры до +18° +20° детей раздевают, воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей; воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за игрой. 4.8.3. Организация прогулки в функциональных помещениях МДОУ с детьми дошкольного возраста: организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями из окна МДОУ, в начале или в конце прогулки в саду за растениями МДОУ; организация двигательной активности: воспитатель организует и проводит со всей группой подвижные игры; предлагает физкультурные пособия, хорошо знакомые детям и безопасные для самостоятельных упражнений: гимнастические скамейки, мостик, мячи, шары, дуги для пролезания и т.д. С подгруппой 4-5 человек воспитатель в течение 5-6 минут отрабатывает какой-либо заранее намеченный вид основных движений. Затем этой подгруппе, как и всем другим, предлагаются занятия играми по желанию (бросание мяча друг другу, в горизонтальные цели, прокатывание между кеглями и т.д.). Если есть необходимость, воспитатель подзывает еще нескольких детей и занимается с ними. Содержание деятельности в старшей группе более разнообразно, чем в младшей. Дети играют в волейбол, баскетбол, бадминтон, кегли; воспитатель проводит спортивные аттракционы, командные соревнования, которые могут быть организованы вместо подвижной игры; организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планом работы воспитатель готовит необходимые дидактические задания; трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к расстановке необходимого оборудования для игр, сбору игрушек по окончании прогулки, или организует выполнение трудовых поручений в МДОУ. 5. Продолжительность прогулок Температурный режим проведения прогулок 5. 1. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 4- 4,5 часа. 5..1. 1. В летнее время дети проводят на воздухе всё время, заходя в помещение только для приёма пищи и сна. 5.2.2. В зимнее время прогулка на воздухе проводится 2 раза в день для детей старшего дошкольного возраста: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой; 1 раз в день для детей младшего дошкольного возраста. 5.2. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. 5.3. В условиях дискомфортной погоды продолжительность прогулок сокращается. Длительность прогулки определяется в соответствии с температурным режимом проведения прогулок, утверждённым на общем родительском собрании, который составляется с учетом температуры воздуха и силы ветра. Индивидуально учитывается состояние здоровья детей конкретной подгруппы.