Служба медиации в ДОУ
МЕДИАЦИЯ – переговоры между конфликтующими сторонами с участием посредника – медиатора – с целью поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.
Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.
Зачем нужна медиация детскому саду?
Детский сад посещают дети семей разного социального положения. Иногда интересы детей или родителей не совсем «совпадают» с общепринятыми правилами и нормами. Таким образом кто – то оказывается вовлечённым в конфликт. Используемая работа службы медиации позволяет решить возникающие недоразумения и споры.
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т.д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в детском саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Данный подход может осуществляться посредством реализации технологий: восстановительной медиации, Кругов сообщества, семейных конференций (советов), восстановительных профилактических программ, проводимых с целью разрешения конфликтных ситуаций.
Восстановительная медиация - процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает обязательные предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
В России существует успешный опыт проведения восстановительной технологии "Семейная конференция" ("Семейный совет"). В результате многих проведенных Семейных конференций родственникам удается при поддержке специалистов изменить ситуацию, восстановить родственные связи и, тем самым, не допустить изъятия ребенка из семьи. Важным здесь является не столько создание правового благополучия несовершеннолетнего, сколько восстановления взаимоотношений родственников для помощи ребенку.
Восстановительные технологии становятся актуальным способом воспитательной деятельности в ситуациях нарушенных семейных связей, когда первоочередной задачей семьи становится объединение близких ради социального благополучия ребенка.
Для решения задач работы с сообществами существует восстановительная технология Круг сообщества - разрешения групповых конфликтов с включением социального окружения всех конфликтующих сторон, принимающих на себя ответственность за принятое решение и его последующее выполнение. Применение таких технологий урегулирования спорных ситуаций, апеллирующих к исторической памяти разрешения конфликтов "всем миром", становится способом возрождения данных традиций.
Одним из основных направлений деятельности службы – формирование культуры взаимоотношений будущего поколения, формирование навыков эффективного взаимодействия. Работа непосредственно с детьми идет в 2-х направлениях:
- тренинговые занятия на сплочение детского коллектива в группах ДОУ, целью которых является профилактика конфликтных ситуаций. Включающие игры и упражнения, способствующие установлению доверительных отношений в группе, помогающие детям установить контакт друг с другом, получить опыт позитивного и продуктивного взаимодействия.
- включение в непосредственно образовательную деятельность упражнений и игр по формированию навыков конструктивного общения и умения выходить из конфликтных ситуаций (развитие умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей, учитывать интересы других детей, проявлять терпение к недостаткам других, развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки).
Так же не стоит забывать о косвенном воздействии на личность ребенка службы примирения. Как бы не старались взрослые решать конфликты между собой в отсутствии детей, ребенок часто оказывается свидетелем этих конфликтов и важно показывать именно примеры позитивного их разрешения, так как ребенок учится на примере старших.
Следовательно, должна вестись работа по профилактике возникновения конфликтных ситуаций, просветительская работа по теме конструктивного поведения в конфликтах, а также необходимо оказывать помощь взрослым в разрешении уже возникшего конфликта, если она требуется.
Служба примирения/медиации образовательной организации осуществляет:
- Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов.
- Обучение воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
- Организацию просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
В службу примирения могут обратится все взрослые участвующие в образовательном процессе. Применение методов, принципов и технологий восстановительной медиации помогает в решении следующих ситуаций:
- трудности с распределением обязанностей между воспитателями;
- недопонимание между родителем и воспитателем;
- несовпадение интересов между родителями группы.